Навстречу Первомаю
ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ ФЛИРТА ТРУДЯЩИХСЯ С НАЦИОНАЛЬНОЙ БУРЖУАЗИЕЙ
Варгашкин В.Я. для газеты "Перекресток"
В конце XIX столетия будущие могущественные Соединенные Штаты Америки являли собой конгломерат английских колоний, которые очень страдали от гнета метрополии. В частности, этот гнет проявлялся в дискриминации торговых отношений. Политика взимания торговой пошлины способствовала тому, что товары, ввозимые из Англии в Америку, стоили в Новом Свете дешево, а товары, производимые там,- дорого. В результате местная промышленность и сельское хозяйство терпели убытки, покрываемые, впрочем, непосильным трудом рабов и наемных рабочих.
Жесточайшая эксплуатация колоний порождала широкие ответные действия эксплуатируемых.
В 1765 году в США была создана массовая тайная патриотическая организация "Сыны свободы". Ее лидерами были представители мелкой городской буржуазии. Однако национальная американская буржуазия по своей сути была продажной, компрадорской, буржуазией, и плелась в хвосте английских буржуев, рассчитывая на объедки с их стола как благодарность за услужение. Потому массовый характер организации в основном придавали трудящиеся - ремесленники и фермеры. Они надеялись, покончив с "плохим" английским владычеством, привести к власти свою собственную, "хорошую", национальную североамериканскую буржуазию.
16 декабря 1773 года Бостонские "Сыны свободы" совершили нападение на три судна Британской Ост-Индской компании и, в знак протеста против беспошлинного ввоза английского чая в Северную Америку отправили на прокорм рыбам 342 ящика превосходного чая. Эта акция получила в истории собственное наименование - Бостонское чаепитие.
Британия отправила в Новую Англию военный флот и закрыла порт Бостона до полного возмещения ущерба. Под охраной кораблей туда был доставлен новый груз чая, пользовавшегося немалым спросом у североамериканской буржуазии. Однако, церемония Бостонского чаепития вновь была повторена докерами в лучших традициях английского консерватизма.
Впоследствие церемонию упростили. В зависимости от настроения докеров чай попросту сжигали или отправляли обратно.
Всего же бостонская чайная церемония была повторена одиннадцать раз в различных портах Нового Света.
Дело кончилось тем, что североамериканским трудящимся все это изрядно надоело, и они решили раз и навсегда покончить с английским колониальным владычеством. В 1775 году началась война за независимость в Северной Америке, чему немало способствовала консолидировавшая народ деятельность "Сынов свободы".
4 июля 1776 года Томасом Джефферсоном была принята Декларация независимости Соединенных Штатов Америки.
Любая война приносит доходы наживающейся на ней буржуазии, тогда как от боевых действий страдают прежде всего представители эксплуатируемых классов. Эта простая формула проясняет тот факт, что война за независимость длилась целых восемь лет вплоть до 1883 года и была исключительно кровавой.
Как же отплатила трудящимся "хорошая" национальная буржуазия за решение ими основных задач североамериканской буржуазной революции?
Спустя 100 лет после бостонских событий, к 1880 году среднегодовая зарплата рабочих США составляла около 300 долларов при среднегодовой стоимости жизни в 720 долларов. Продолжительность рабочего дня составляла 11 - 12, до 15 часов. 15 % североамериканских детей были вынуждены трудиться наравне со взрослыми, получая за одинаковый труд в среднем в два раза меньше взрослых. Напрочь отсутствовала охрана труда. Недовольных отлавливали отряды конной полиции и забивали дубинками. Бюро трудовой статистики в своем заключении Конгрессу США было вынуждено констатировать: "Люди должны умирать для того, чтобы процветала индустрия"
В целях охраны от полиции в 1875 году чикагскими анархистами Альбертом Парсонсом и Августом Шписом из Международного товарищества трудящихся была создана первая вооруженная организация рабочих, "готовых с оружием в руках защищать свои права от всяких посягательств на них". При этом Парсонс и Шпис уже тогда весьма скептически относились к пресловутым буржуазным правам, справедливо полагая, в частности, что избирательное право есть лишь "изобретение буржуазии для обмана рабочих".
В 1884 году Американская федерация профсоюзов приняла решение ограничить явочным порядком рабочий день трудящихся восемью часами. На случай неприятия буржуазией данного решения планировалась всеобщая стачка.
К 1 мая 1886 года 100.000 рабочих по всем штатам Северной Америки сумели добиться удовлетворения законных требований федерации профсоюзов мирным путем и перешли на восьмичасовой рабочий день. Между тем, владельцы 11.562 предприятий категорически воспротивились этим требованиям, из-за чего 350.000 рабочих вынуждены были начать забастовку.
В одном только Чикаго бастовали 40.000 человек. Альберт Парсонс сперва не принял требований трудящихся, разумно полагая, что даже восьмичасовая эксплуатация человека человеком - это всего лишь жалкая и недопустимая уступка "хорошей" национальной буржуазии. Однако, затем, поняв всю важность массового экономического протеста трудящихся, как прелюдии к его перерастанию в протест политический, он вместе с Августом Шписом присоединился к рабочим. Буржуазная газета "Мейл" тотчас же разразилась злобной статьей с требованием физической расправы над рабочими лидерами.
В тот же день на заводах Чикаго был объявлен локаут, и 1.500 рабочих были выброшены за ворота.
3 мая на завод пригнали штрейкбрехеров. Рабочие встретили их мирным митингом, однако полиция разогнала его, используя огнестрельное оружие.
Вечером 4 мая на Хэймаркет-сквер 3.000 человек, включая рабочих, их жен и детей, собрались на новый мирный митинг протеста, разрешение на проведение которого дал мэр Чикaго Гаррисон. Около 10 часов вечеров на митингующих набросился отряд конной полиции, пытаясь рассеять митингующих. Анархист Сэмюэль Филден вступил в пререкания с полицией.
Неожиданно полицейский агент и провокатор Шнаубельт бросил в полицейских бомбу, убившую одного копа и ранившую еще пятьдесят трех. В ответ полиция открыла огонь по безоружной толпе, убив несколько десятков и ранив около 200 человек, включая женщин и детей.
5 мая распоясавшиеся полицейские скакали по Чикаго, громили рабочие клубы, типографии, вламывались в квартиры рабочих, арестовывали участников митинга. Сотни человек были схвачены и подвергнуты жестоким пыткам с целью доносительства на организаторов митинга.
В результате перед судом предстали, за исключением уже упомянутого Сэмюэля Филдена, люди, не имевшие никакого отношения к митингу и на нем не присутствовавшие. Это были, конечно же, лидеры анархистов Альберт Парсонс (добровольно вышедший из подполья для того, чтобы разделить судьбу товарищей), Август Шпис, а также их товарищи Юджин Шваб, Адольф Фишер, Георг Энгель, Луис Линг и Оскару Неебе. Основанием для их ареста послужило мнение, что убийца полицейских находился в невменяемом состоянии под впечатлением от речей и идей обвиняемых.
Между тем, 28 октября того же 1886 года, как окончательное издевательство над здравым смыслом, в Нью-Йорке был торжественно установлен символ североамериканской буржуазной демократии - Статуя Свободы. Статуя была подарком французского народа в честь столетнего юбилея (1876 г.) подписания Томасом Джефферсоном Декларации независимости США.
А 11 ноября 1887 года Альберт Парсонс, Август Шпис, Адольф Фишер и Георг Энгель были повешены согласно решению суда присяжных, набранных исключительно из числа управляющих предприятиями. Любопытно, что присяжные получили инструкцию, приравнивающую к убийству преступление, заключающееся в агитации рабочих за их объединение в защиту своих прав. Перед казнью Август Шпис выступил с историческим заявлением: "Я выступаю здесь как представитель одного класса перед представителями другого. Если вы считаете, что повесив нас, вы уничтожите рабочее движение... движение, в котором ищут спасение миллионы людей, которые трудятся, не получая в награду ничего, кроме горя и нищеты, если вы так считаете, тогда зовите вашего палача. Повесив нас, вы погасите искру, но здесь и там, повсюду вокруг вас разгорается пламя. Пока это скрытый огонь, но вам его не погасить!".
Сэмюэлю Филдену и Юджину Швабу в последний момент заменили повешение на 15 лет каторги, как и Оскару Неебе. Луис Линг покончил с собой.
В декабре 1888 года, в 115-ю годовщину Бостонского чаепития, Сент-Луисский съезд Американской Федерации Труда объявил 1 мая 1890 года днем общенационального выступления за права рабочих. Думаю, читателю вполне понятно, почему в качестве исторической основы для праздника трудящихся было избрано не претендующее на мифическое "общенациональное", "общегосударственное" празднество североамериканских рабочих и буржуев Бостон-ское чаепитие, а кровавая трагедия простых людей Чикаго.
14 - 20 июля 1889 года Первый (Парижский) Международный социалистический Конгресс Второго Интернационала по предложению Поля Лафарга объявил 1-е Мая Днем Международной Солидарности Трудящихся в их борьбе с эксплуататорами. Первомай стал всемирным праздником. Его главная идеологическая основа, первоначально соответствовавшая старейшему и бывшему на своей ранней стадии прогрессивным, стихийно социалистическому течению - анархизму, сменяется молодым и динамично развивающимся научным коммунизмом Маркса и Энгельса.
1 Мая 1890 года праздник впервые отмечали в Российской Империи первомайской стачкой рабочих в Варшаве.
1 Мая 1891 года на первую маевку вышли рабочие Санкт-Петербурга.
В 1893 году повторным судом в г.Чикаго повешенные рабочие были посмертно полностью оправданы за недоказанностью их вины. На свободу вышли также анархисты, приговоренные к каторжным работам.
С 1 мая 1987 года маевки в России стали носить политический характер и сопровождаться массовыми демонстрациями.
В декабре 1900 года В.И.Ленин организовал за границей выпуск общероссийкой пролетарской газеты. Памятуя об историческом заявлении Августа Шписа перед его повешением, газета была названа "Искрой". Празднование Первомая в России постепенно оказывается проникнутым идеями ленинизма.
В 1917 году, в Российской Республике, после падения династии Романовых, Первомай впервые праздновался открыто, а после победы Великой Октябрьской Социалистической Революции стал государственным праздником.
В настоящее время в России установился грабительский капитализм, напоминающий эпоху зарождения пещерного североамериканского капитализма. Россия оказалась сырьевой полуколонией Запада. На ее окраинах идет гражданская война. Правительство проводит "непопулярные меры" в отношении прав трудящихся, доставшихся нам в наследство от социализма. Первое Мая объявлено аполитичным Праздником весны и труда. Эксплуататоры предлагают трудящимся мифическую идеологию "классового партнерства" в условиях незыблемости результатов величайшей аферы века - приватизации народного хозяйства СССР. Кое-кто из доброжелателей, поигрывая патриотическими чувствами, навязывает нам политику флирта с нацио-нальной буржуазией, которая, якобы, чем-то "лучше" международной буржуазии.
Так будем ли мы гонять чаи с буржуями?
Мы хотим этот мир переделать,
Надоел рабский труд за гроши,
Мы устали корпеть и ни часу
Не иметь для себя, для души.
Мы хотим любоваться солнцем
И вдыхать ароматы цветов.
И мы знаем: сам бог повелел нам
Трудиться восемь часов.
Так вставайте, рабочие братья!
Пусть закон для нас будет один:
По восемь часов на труд и на отдых,
Восемь тратим на что хотим!
("Восьмичасовая песня")
Фото: Фридрих Энгельс (в центре) на Конгрессе II Интернационала